На каком расстоянии от дороги можно строить дом: норматив СНиП для жилых построек

Регламентирующая документация

Расстояние от жилого дома до дороги – вариабельная цифра, которая зависит от нескольких составляющих. При ее расчете во внимание берется характер полосы для проезда, его обозначение в генеральном плане застройки местности, количество полос и оживленность движения. Необходимость соблюдения расстояния между любой дорогой и домом диктуется правом собственности на землю (в любом поселении – общественным и частным). Следует учитывать:

  1. Расстояние от дороги до забора, в зависимости от ее вида, требует оставления обочины или оборудования тротуара для пешеходов. Для частного дома основополагающим параметром является не столько норма удаленности от дома, сколько от изгороди, предписанной законом, потому что строго учитывается расстояние от забора до жилого дома.
  2. В СНиП (строительных нормах и правилах) приводятся требования, разработанные на основе богатейшего опыта возведения зданий и строений, накопленного в эпоху государственной стандартизации и типовых элементов строительства. В перечень законодательно закрепленных нормативов входило не только расстояние в метрах по ГОСТу от дороги до дома. В разработанных документах были заложены научно закрепленные нормативы для обеспечения безопасной жизнедеятельности граждан.
  3. В большом городе, с его плотной застройкой и экономией метров, стала проявляться опасная тенденция к уменьшению положенной дистанции между жильем и полотном дороги, где осуществляется движение машин. Увеличение автопарка граждан и количества парковок, необходимых для жильцов МКД, привело к появлению специальных СанПиН. Они диктуют правила размещения междомовых проездов, личных автомобилей и паркингов от окон пятиэтажного или более высокого дома. Норма может определяться удаленностью источника загазованности от многоквартирного дома или общественного здания специального назначения (лечебного, общеобразовательного).


Нормы размещения построек от забора на участке

Для ИЖС, расположенных на частном землевладении, есть СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года, действующий на территории СНТ и бывших дачных кооперативов, где с января 2019 года можно регистрировать и возводить жилые дома.

Читайте также:Расстояние от дома до забора соседа: нормы СНиП 2019-2020 по закону на участках СНТ и ИЖС

Его нормативы работают и по основным параметрам в городской черте, на территории частного сектора, также они определяют основные расстояния и при строительстве ИЖС в сельской местности. Минимальное расстояние от дороги до дома, например в частном секторе города или сельского поселения, оговорено в этом сборнике нормативов.

В СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан. Здания и сооружения», актуализированной редакции СНиП 30-02-97, содержатся не только нормы, соблюдаемые на дачах и некоммерческих товариществах, но и основополагающие параметры для строительства на территории России и разработки основных норм и ГОСТа в отдельных субъектах РФ.


 

Возведение ограждений непременно должно сопровождать любую застройку на территории частного земельного надела.

Это не зависит от того, относится оно к категории ИЖС, садового дома или производится в ЛПХ. Новый закон сохранил требуемую дистанцию от жилого строения до забора.

Удаленность от забора до проезжей части регламентируется расстоянием между ограждением собственника и аналогичным строением соседей через дорогу, напротив. Таким образом, хоть в правилах и нет точной цифры в метрах, ее можно легко рассчитать, посмотрев на Генеральном плане города характер участка для проезда автомобилей.

Основные требования

Расстояние от дома до дороги должно соответствовать правилам в городах, поселках и в сельских поселениях. Во внимание берутся социальные нормативы, необходимые для обеспечения комфортного передвижения в СНТ и ИЖС.

Пассажирский и грузовой транспорт не должен причинять неудобств жителям домов.


 

При проектировании рассчитывается минимальное расстояние с учетом обеспечения путей для пешеходов и возможности беспрепятственного передвижения пожарных машин к любому из зданий. Учитываются также пристроенные помещения. Пожарная автолестница или подъемник должны давать сотрудникам доступ к любой из квартир или помещений другого типа как в городе, так и в сельском поселении.

Законодательством диктуются следующие нормативы расстояния от дороги до угла строения:

  • до восьми метров – здание до 10 этажей;
  • до десяти метров – для многоквартирного дома выше 10 этажей.

СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года и СП 53.13330.2011 также не разрешают устанавливать в данной зоне воздушные линии или сажать деревья. Дистанцию до проезжей части необходимо соблюдать, так как она необходима для тушения пожара. Однако допускается также организовать другое движение по данному участку.


 

Справиться с огнем можно с внутренней части двора. Дополнительно к многоквартирному дому потребуется обеспечить заезд с двух сторон. Благодаря этому удастся доказать экспертизе правильность ведения застройки. В процессе строительства потребуется также соблюдать другие действующие нормы и правила.

Основные моменты и нюансы

Расстояние между забором и дорогой в частном секторе – параметр, постоянно вызывающий территориальные споры. Отсутствие единого мнения в этом вопросе дает основания некоторым владельцам ставить забор некорректно, вызывая претензии со стороны местной администрации, соседей, пешеходов, вынужденных испытывать неудобства при прохождении тротуара.

Определение, какое расстояние должно быть до полосы движения, зависит от того, на какую именно магистраль выходит боковая или фасадная часть земельной собственности. Нормативы СНиП определяют расстояние от дома до проезжей части.

ИЖС не может находиться по отношению к улице ближе, чем в 5 м. На садовом участке учитывается ширина дороги и необходимость пешеходных тропинок. В деревне или в сельской местности дорога должна проходить таким образом, чтобы могли свободно передвигаться пешеходы и при этом еще мог проехать автомобиль.


Схема дистанций от изгороди

Расстояние от дороги до жилого дома по нормативам СНиП

В черте любого населенного пункта могут находиться разноплановые типы полос для проезда автотранспорта. В зависимости от вида и габаритов специального места для проезда и определяется норма расстояний до проезжей части.


 

Чтобы разобраться, в скольких метрах от дороги или переулка можно строить дом, необходимо изучить строительные нормативы. Регламентирование осуществляется по СНиП 30-02-97 и СП 11-106-97. Согласно определенным нормам, дистанция между обочинами не может быть меньше 7 м. Но на генеральном плане существуют особые обозначения, согласно которым и определяется ширина проезжей части.

Для сельской местности ориентиром служит специальная маркировка разноплановых автодорог, постоянно обновляемая на картах. В зависимости от категории отсчитывается удаление (минимум), на котором забор должен отстоять от дороги.


Схема дистанций от домов согласно нормам СНиП

Согласно нормам СНиП минимальная дистанция от дороги до жилого строения равна 5 метрам. От проулка, проезда или переулка удаленность должна быть минимум 3 метра. Это и есть искомый норматив.

Проезд

Проездом дорога называется в любом случае, независимо от материала покрытия (грунтовка, плитка, асфальт, булыжник), на котором нет перманентного движения, однако расстояние между краями позволяет периодическое осуществление перемещения автотранспорта. Проезд – типичное дорожное сооружение в деревне, дачном кооперативе или СНТ.


 

Максимальный отступ от него не ограничен. Собственник может отодвинуть ограждение, чтобы избежать опасности попадания загрязнений на территорию участка (пыли и грязи, выхлопных газов). Однако даже в селе дистанция между дворами, расположенными друг напротив друга, не может быть менее 3,5 м. Ширина отрезка, обозначенного как проезд, рассчитана на одновременное движение 2 легковых автомобилей и пешехода по пешеходной дорожке, расположенной на обочине.


Расстояние от построек до дороги

Проезжая часть

По габаритам она превышает проезд, потому что не просто представляет собой отрезок между параллельными улицами, а используется для движения автомобилей, пусть и не на постоянной основе.

Более интенсивное движение и расширение функциональности требует расстояния между соседями в 9 м. Это означает, что остаются две полосы для проезда и более широкая пешеходная дорожка, в большинстве случаев уже благоустроенная.


 

Поворот или разворот

Может быть разной степени удаленности между соседними изгородями. Многое в постройке забора зависит от его расположения. В сельской местности строительные нормы и правила допускают 6 м на проезде или проезжей части с нерегулярным движением.

В городе требования к дистанции между ограждениями жилых домов увеличиваются до 15 м, при условиях, что движение осуществляется постоянно и в нем участвуют автомобили разного типа.


 

Стоянки за пределами дачных участков

По согласованию с правлением обновленные СНиПы разрешают делать стоянку (гараж, навес) для авто, примыкающую к земельному участку со стороны улицы или проезда.

Расстояние от дороги до дома в частном секторе

Документы, которые нужно учитывать при планировании зданий:

Обозначение на плане участка расстояний от строений до дороги

  • Земельный кодекс;
  • Строительные нормы и правила;
  • Свод правил сельского поселения;
  • Свод правил садовых кооперативов.

Хозяева приусадебного участка считают, что размещение забора их личное дело – это большое заблуждение. Расстояние от ограды до жилого дома определяется границами надела.

Схема с указаниями расстояний от дома до дороги на участке

Дистанция от здания до улицы регулируется статьей СНиП 30-02-97. А вот промежуток от забора до проезжей части в СНиП не оговаривают. Устанавливая ограждение нужно изучить кадастровый паспорт. К нем указана площадь земельного надела.

Чертеж и планировка участка согласно СНиПам

Минимальное расстояние от дороги до огражденного участка 5 метров. Границы земельных наделов устанавливает местная администрация на основании:

  • строительных норм;
  • норм противопожарной безопасности;
  • необходимого размера санитарной зоны.

Прежде чем рассчитывать какое расстояние должно быть от частного дома, нужно определить, что проходит вблизи участка – дорога или проезжая часть.

Пример расположения участков возле проезжей части

Поскольку это абсолютно разные понятия, дистанционные нормативы по отношению к ним отличаются.
Проезжая часть – дорожное полотно для движения автотранспорта, с выделенной дорожкой для передвижения на велосипедах и мопедах. Может иметь от двух полос движения.


 

Дорога – часть дорожного полотна, с выделенными полосами для движения автотранспорта и пешеходов.
На территориях садовых кооперативов минимальная ширина центральных и боковых проездов в черте красной линии должна быть, м:

  • для центральных проездов – 15 м;
  • для боковых проездов – 9 м.

Минимально допустимый радиус закругления края проезжей части – 6 метров.
На проездах должны быть площадки для разъезда транспорта протяженностью не меньше 15 метров и шириной от 7 метров.

Необходимое расстояние от частных строений до проезжей части и линий электропередач

Дистанция между площадками, близлежащими перекрестками – не больше 200 метров.

В правилах прописывается, что автодорога по которой совершает движение легковой и грузовой автотранспорт, не должна быть уже 3,5 метров.

Когда дома стоят по обе стороны, расстояние между ними должно быть 3,5 метра плюс свободная от автотранспорта полоса для передвижения пешеходов. Если возле дома пролегает проезжая часть, учитывается только полоса дорожного полотна для автотранспорта. Пешеходная тропа не обустраивается. На проезжей части пешеходы передвигаются вдоль обочины по ПДД.

На каком расстоянии от дороги можно строить дом: норматив СНиП для жилых построек

Расстояние от внутридворового проезда до жилого дома

Здания в пределах города растут с каждым годом. В процессе строительства и проектирования необходимо узнать допустимое расстояние от жилого дома до дороги (нормы описаны в СНиП). Забор необходим каждому дому для создания комфортных условий внутри двора. При его установке следует придерживаться строгих норм и правил.

Основные требования

Расстояние от дома до дороги должно соответствовать правилам в городах, поселках и в сельских поселениях. Во внимание берутся социальные нормативы, необходимые для обеспечения комфортного передвижения.

Пассажирский и грузовой транспорт не должен причинять неудобств жителям домов.

При проектировании рассчитывается минимальное расстояние с учетом обеспечения путей для пешеходов и возможности беспрепятственного передвижения пожарных машин к любому из зданий.

Учитываются также пристроенные помещения.

Пожарная автолестница или подъемник должны давать сотрудникам доступ к любой из квартир или помещений другого типа как в городе, так и в сельском поселении.

Законодательством диктуются следующие нормативы расстояния от дороги до угла строения:

  • до восьми метров – здание до 10 этажей;
  • до десяти метров – для многоквартирного дома выше 10 этажей.

СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года и СП 53.13330.2011 также не разрешают устанавливать в данной зоне воздушные линии или сажать деревья. Дистанцию до проезжей части необходимо соблюдать, так как она необходима для тушения пожара. Однако допускается также организовать другое движение по данному участку.

Справиться с огнем можно с внутренней части двора. Дополнительно к многоквартирному дому потребуется обеспечить заезд с двух сторон. Благодаря этому удастся доказать экспертизе правильность ведения застройки. В процессе строительства потребуется также соблюдать другие действующие нормы и правила.

Норма расстояния

В утвержденных правилах законодательством диктуются следующие нормативы расстояния от автодороги до угла многоквартирного дома (МКД):

  • от частного дома до дороги должно быть не менее 5 метров;
  • если проектируют многоэтажку, то расстояние потребуется увеличить до 8–10 метров.

Нормы в СНТ, ЛПХ и ИЖС согласно СНиП

От бровки трассы до дачных поселков должно быть не менее 25, а до жилых строений – 50 м. Если речь идет о трассе федерального значения, то данные показатели удваиваются.

Согласно Градостроительному кодексу должны соблюдаться следующие нормы и правила. При этом учитывается объединенная ширина улиц в красных линиях:

  • обычная улица – более 15 метров по ГОСТу;
  • расстояние для передвижения любого транспорта – 9 метров;
  • поворот или разворот дороги – 6 метров согласно ГОСТу;
  • проезжая часть и улица – 7 м, только проезд – 3,5 м.

Схема расположения построек

В городе разъездная площадка должна составлять не менее 15 м. Ширина при этом фиксируется на уровне 7 м. В ее состав также входит ширина непосредственно самой проезжей части. Расстояние между такими площадками и перекрестками должно составлять не менее 200 м.

Дома в СНТ и ИЖС по разным сторонам дороги должны быть на удаленности не менее чем 3,5 м. Дополнительно также должна быть организована тропинка для пешеходов. В процессе подсчетов учитывается только ширина дорожного полотна в метрах по ГОСТу.

Если нет возможности установки пешеходного перехода, то люди должны передвигаться с соблюдением норм ПДД.

Благодаря этому удастся организовать безопасность на дороге для обеих сторон.

Особенности расположения многоквартирного дома

Если в доме несколько этажей, то учитывается не только расстояние от забора до стен, а также до следующих площадок:

  • игровые для детей младшего возраста – 12 м;
  • для отдыха взрослых – 10 м;
  • для спортивных занятий – 10 м;
  • постройки для хозцелей – 20 м;
  • для выгула собак – 40 м;
  • стоянка машин – 10 м.

Размещение строений на дачном участке

В требованиях прописаны также другие нормативы:

  • от проезжей части до жилого сектора должно быть не менее 50 м;
  • если дополнительно вокруг трассы устанавливаются щиты с функцией защиты от шума, то расстояние можно сократить в два раза;
  • организация проезда внутри района – от 25 м;
  • 5 м от стен здания остается для проезда пожарных машин. Для них достаточно полотна в 6 м;
  • от окон первого этажа до проезжей части должно быть не менее 6 метров. До внутренних проездов – 3 м.

Общественная норма также предполагает наличие пешеходного перехода возле глухой стены. Он используется и для беспрепятственного проезда пожарных машин. К жилым домам также должен иметься доступ для специального транспорта.

Нормы соседства жилого дома и железнодорожных путей

Расстояние от железной дороги до жилого дома должно проектироваться с учетом необходимости создания санитарной зоны. Ее минимум составляет 100 м.

Если дополнительно возводится шумоизолирующее ограждение или полотно находится в овраге, то допускается сократить величину в два раза.

Строительство зданий в СНТ и ИЖС, гаражей и других сооружений допускается выполнять сразу после того как закончилась санитарная зона.

При расчете расстояния на сортировочных станциях используется величина активности грузооборота. Анализируются также уровень шума и степень горючести используемого сырья.

Какое расстояние отступать от трассы федерального значения?

Дороги относят к данному типу в том случае, если в течение суток по ним проходит минимум 1400 машин. Строительство таких трасс находится под контролем действующего законодательства.

Автодороги проектируют строго с соблюдением ГОСТ, санитарных и строительных норм (СанПиН и СНиП). Железнодорожные полотна для поездов также размещают на максимальной удаленности от городских и сельских поселений. Это требование закона. На основании его рассчитывается, на каком расстоянии от дороги можно строить частный дом.

Норма сооружения придорожной полосы не должна включать следующих объектов:

  1. Строений, используемых для обслуживания транспортных средств.
  2. Зданий, в которых будут жить люди.
  3. Общественных и других строений, которые не используются в процессе обслуживания магистрали.

При выборе ширины придорожной полосы потребуется учесть класс дороги:

  • 1-й – 2-й класс – от 75 м;
  • 3-й – 4-й класс – от 50 м;
  • 5-й класс – 25 м;
  • объездная трасса вокруг населенного пункта с населением до 250 человек – 100 м;
  • объездная автодорога вокруг города с более чем 250 жителями – 150 м.

Строительство зданий любого типа возможно по закону РФ только за пределами придорожной полосы. К данной группе относятся здания с общественным назначением. К примеру, здесь можно соорудить магазин или придорожное кафе.

Требования к расстоянию между забором и дорогой в деревне

Довольно распространенными являются ситуации, когда в деревнях или на территории садоводческих товариществ органами местного самоуправления дается разрешение, позволяющее возводить забор, на расстоянии от дороги, которое меньше, чем два метра. Однако соглашаться с подобным постановлением не рекомендуется. В случае, если имеется автомобиль, то слишком малое расстояние между дорогой и забором, может создать существенные проблемы при выезде с его территории.

Кроме этого следует принимать во внимание, чтобы забор не был препятствием для пешеходов и не мешал проезду транспортных средств. Распространены случаи, когда владельцам участков предоставляется возможность приобрести 2-3 метра земли дополнительно, что позволяет перенести границы участка. Сложность при этом заключается в необходимости выкупа земли непосредственно у государства.

В том случае, если в документе собственника определено, что границы земельного участка, находящегося в его собственности, проходят соответственно границам дороги, то место возведения ограждения не имеет значения. Владелец участка в праве самостоятельно устанавливать расположение ограждения. Самое главное, чтобы его расположение не стало преградой для движения пешеходов и не мешало езде автомобилей.

На каком расстоянии от дороги можно ставить забор: норматив СНиП по закону

Расстояние от забора до дороги – важная часть жилого или дачного строительства, а также норм СНиП. Его необходимо знать для правильного разграничения собственной территории землевладельца и окружающего пространства. По закону на 2019 год есть разные варианты данной нормы, определенные месторасположением, рельефом местности, размерами и оживленностью трассы. Это в значительной степени усложняет понимание вопроса, так как однозначного норматива в СНиП или в СанПиН не приведено.

Нормы и правила: регламентирующие документы

Чтобы правильно определить расстояние от забора участка до дороги, нужно учесть сразу несколько составляющих, свериться с разными законодательными документами. Необходимо ознакомиться с Земельным и Градостроительным кодексами, СНиП, санитарными и противопожарными нормами, и только после этого, по законодательно установленным нормативам, можно начинать сооружение изгороди.

Основным ориентиром для землевладельца может стать план границ участка, в котором достаточно ясно обозначены возможные пределы строительства.

Ограждение не должно выступать за обозначенные на плане пределы.

Также следует учитывать:

  1. Чтобы владелец не выдвигал в качестве аргумента собственную некомпетентность, обозначенное размежевание привязывается к заметным ориентирам на местности или координатам, показанным измерительными приборами.
  2. Подтвержденное документально, право на землю дает основание собственнику строить забор на своей территории. Однако Земельный и Градостроительный кодекс основным условием предполагает отсутствие препятствий и неудобства для проезда и прохода других людей.
  3. Существует утвержденный Генплан строительства в населенном пункте или в СНТ, регламентирующий необходимый отступ, который должен быть соблюден. Расстояние от дороги до забора частного жилого дома или стройплощадки в этом официальном документе привязывает границы участка к красным линиям, определяя тем самым необходимую удаленность.
  4. Кроме СНиП, в котором можно найти только цифры расстояний от дороги до жилого дома и построек, существуют пожарные нормы обеспечения безопасности и СанПиН, цель которых – охрана здоровья людей, проживающих на территории участка.
  5. Соответствие СНиП достигается соблюдением нормы расстояний, а именно: от частного дома до ограждающего сооружения, и дистанцированием, согласно существующим правилам, от постройки для проживания до проходящего мимо потока автомобилей.
  6. Основной ориентир – автодорога: ее размеры, ширина, поток автомобилей, оживленность и загазованность воздуха, которая присутствует при определенных габаритах и пропускной способности. Выступает ли в роли дороги просто проезд, на котором движение не постоянное, или оживленная многополосная автомагистраль – вот основное условие, с учетом которого определяется необходимая дистанция.


Около коттеджного поселка

Основные моменты и нюансы

Расстояние между забором и дорогой в частном секторе – параметр, постоянно вызывающий территориальные споры. Отсутствие единого мнения в этом вопросе дает основания некоторым владельцам ставить забор некорректно, вызывая претензии со стороны местной администрации, соседей, пешеходов, вынужденных испытывать неудобства при прохождении тротуара.

Определение, какое расстояние должно быть до полосы движения, зависит от того, на какую именно магистраль выходит боковая или фасадная часть земельной собственности. Нормативы СНиП определяют расстояние от дома до проезжей части.

ИЖС не может находиться по отношению к улице ближе, чем в 5 м. На садовом участке учитывается ширина дороги и необходимость пешеходных тропинок. В деревне или в сельской местности дорога должна проходить таким образом, чтобы могли свободно передвигаться пешеходы и при этом еще мог проехать автомобиль.


Схема дистанций от изгороди

В скольких метрах от дороги должен стоять забор?

Юридическая сторона решения вопроса, где установить, зависит от понятий «дорога» и «проезжая часть», которые в судебной практике подлежат четкому разграничению:

  • дорога может достигать расстояния между обочинами от 3,5 м, при этом у нее есть и обочины, и тротуар (в других документах – пешеходная зона);
  • проезжая часть (место для передвижения транспорта, у которого не имеется обочин) устанавливается Генпланом и территориальными нормами, регламентированными указами местных властей;
  • проезд – это всего лишь отрезок, соединяющий параллельные улицы, в идеале расстояние между его краями должно быть не менее 3 м (чтобы при проезде автомобиля не пострадал идущий пешеход).

Основное значение в определении расстояния между ограждением и проезжей частью имеют, как ни странно, другие нормативы, зарегистрированные в официальных документах, имеющих статус законодательных с 2010 года.

Ранее, в эпоху государственной стандартизации и ГОСТ, строгое их соблюдение было надежной гарантией того, что выполняются необходимые противопожарные и санитарные нормы.


Расположение построек в СНТ и ИЖС согласно СанПиН

Забор в СНТ или на территории ИЖС можно и нужно ставить четко по границе участка, указанной на генплане земельного надела. Также ограждение возможно передвинуть и в глубь территории собственника, но нельзя поставить за ней. Это будет расценено как нарушение и самозахват земли.

Нормы, о которых необходимо помнить

Отсутствие четко регламентированного расстояния от границы участка с изгородью до дороги не означает, что нельзя найти повод к наложению административного взыскания или сносу на законных основаниях. Достаточно внимательно изучить СНиП 30-02-97 с изменениями на 2018 год, СП 11-106-97 и СП 53.13330.2011. Своды правил оставляют законному владельцу участка возможность установления правильной удаленности еще на этапе планирования застройки.

Минимальные допустимые расстояния до дороги или проезжей части заложены в них в виде разрешенного удаления от дома и других построек. Если планируется перенос забора с целью захвата не принадлежащей владельцу части уличной территории, дистанция до дороги увеличивается.


Удаленность между постройками

Но если дом строился на жестком удалении, с точностью до сантиметра, претензии могут возникнуть к санитарной или противопожарной безопасности, даже если по строительным нормам все будет считаться правильным. В некомпетентных источниках можно встретить советы – получать законное разрешение на захват части улицы.

Однако в существующем законодательстве определена возможность сооружения ограждений только по границе существующего надела, которая обозначена в кадастровых планах. Забор может находиться только на территории, принадлежащей владельцу, да и то к нему могут появиться претензии, если ставить изгородь, которая мешает транспорту на улице или проезжей части.

На видео ниже рассказывается, как правильно разместить постройки и изгородь на участке.

Нормативная удаленность от дома до проезжей части

Норма расстояния от частного дома до автодороги составляет не менее 5 метров, но она увеличивается, если строения имеют более 3 этажей и иногда могут доходить до 8–10 м.


Норма дистанции от дома до проезжей части согласно СНиП

Градостроительный Кодекс определяет следующую величину для улиц:

  • обычная ее ширина может быть не менее 15 метров;
  • для передвижения транспорта законным считается расстояние между заборами не менее 9 м;
  • красная линия поворота или разворота составляет не менее 6 м (в городских условиях – от 15 м);
  • только проезд в переулке не может быть меньше 3,5 метров.
Объект До переулка, м До дороги, м
Дом 3 5
Хозпостройка 5 5

Если владелец поставил забор так, что он нарушает допустимые нормы по ширине, определенные Градостроительным Кодексом, не будет учитываться ни собственность на захваченные метры, ни установка специальных противошумовых щитов.

В учет будет браться, сколько метров от дома до проезжей части. В пожарных нормах указывается 50 м, установка щитов сокращает его до 25 м, от внутреннего проезда до окон жилого дома должно быть не менее 3 м, а от проезжей части расстояние увеличивается вдвое.

Отсутствие норм отступа от изгороди не означает, что в случае, если он препятствует передвижению машин или пешеходов, не будут выдвинуты претензии по расположению дороги и любого из строений на участке.

Расстояние от дороги до многоквартирного дома

Застройка в районе проезжей части регулируется СНиП, нормами противопожарной безопасности. Согласно статье СНиП 2-07-01-89 расстояния составляют:

  1. От края проезжей части до линии жилой и общественной застройки не должно быть меньше 50 м.
  2. Если вдоль автомобильной трассы предусмотрены заградительные щиты от шума, то дистанция может быть сокращена до 25 м.
  3. От местных внутрирайонных проездов до стены жилого здания не больше 25 метров.
  4. В 5 метрах от стен здания должна проходить шестиметровая полоса для пожарного проезда.
  5. Многоквартирный дом с квартирами на первом этаже должен располагаться в 6 метрах от проезжей части и 3 метрах от внутренних проездов.

Со стороны стены без окон обеспечиваются свободные проходы для пешеходов. По нормам противопожарной безопасности должен быть свободный проезд спецтранспорта к жилым и общественным зданиям.

Расстояние от дороги до детских и школьных учреждений

По строительным нормам и правилам участки детских и школьных образовательных заведений не должны прилегать к магистральным трассам.

Таблица существующих расстояний до детских садов и школ

Расстояние от красной линии улицы до ДОУ – не менее 25 метров. При строительстве нужно ориентироваться на нормы санитарной службы. Уровень шума и загрязнения воздуха должен быть в пределах допустимых показателей, установленных для территории жилых комплексов.

При планировании возведения ДОУ в уже застроенных микрорайонах обязательно учитывается дистанция до всех пролегающих рядом дорог. Минимальное расстояние от края проезжей части общего назначения до ограды ДОУ:

Минимальное расстояние от проезжей части до детских учреждений

  • относящихся к городу – 100 м;
  • для сельских поселений – 50 м.

Между дорогой и детским образовательным центром обязательна зеленая полоса насаждений. Для дорог IV категории дистанционный минимум соответственно 50 и 25 метров.

В скольких метрах от дороги должен стоять забор?

Юридическая сторона решения вопроса, где установить, зависит от понятий «дорога» и «проезжая часть», которые в судебной практике подлежат четкому разграничению:

  • дорога может достигать расстояния между обочинами от 3,5 м, при этом у нее есть и обочины, и тротуар (в других документах – пешеходная зона);
  • проезжая часть (место для передвижения транспорта, у которого не имеется обочин) устанавливается Генпланом и территориальными нормами, регламентированными указами местных властей;
  • проезд – это всего лишь отрезок, соединяющий параллельные улицы, в идеале расстояние между его краями должно быть не менее 3 м (чтобы при проезде автомобиля не пострадал идущий пешеход).

Основное значение в определении расстояния между ограждением и проезжей частью имеют, как ни странно, другие нормативы, зарегистрированные в официальных документах, имеющих статус законодательных с 2010 года.

Ранее, в эпоху государственной стандартизации и ГОСТ, строгое их соблюдение было надежной гарантией того, что выполняются необходимые противопожарные и санитарные нормы.


Расположение построек в СНТ и ИЖС согласно СанПиН

Забор в СНТ или на территории ИЖС можно и нужно ставить четко по границе участка, указанной на генплане земельного надела. Также ограждение возможно передвинуть и в глубь территории собственника, но нельзя поставить за ней. Это будет расценено как нарушение и самозахват земли.

Нормы соседства жилого дома и железнодорожных путей

Расстояние от железной дороги до жилого дома должно проектироваться с учетом необходимости создания санитарной зоны. Ее минимум составляет 100 м. Если дополнительно возводится шумоизолирующее ограждение или полотно находится в овраге, то допускается сократить величину в два раза. Строительство зданий в СНТ и ИЖС, гаражей и других сооружений допускается выполнять сразу после того как закончилась санитарная зона.

При расчете расстояния на сортировочных станциях используется величина активности грузооборота. Анализируются также уровень шума и степень горючести используемого сырья.


Дистанции от ограждения

Ограничения и основная норма удаленности

На каком расстоянии от дороги можно строить дом, регламентируется сразу двумя параметрами. Это – норма удаленности от забора, предписанная в зависимости от ее величины, интенсивности потока автомобилей за единицу времени и соблюдения расстояния от забора до жилого дома. Последнее является необходимым требованием Минздрава, в котором учитывается возможность попадания в окна загрязнений от автомобильного движения.

Оно должно быть от 5 м и более, в зависимости от типа дороги, и от 3 метров от переулка или проулка.


Не исключением является расстояние от железной дороги до жилого дома. Санитарной зоной считается 100 м, измеряемые от железнодорожного полотна (крайней оси), однако многое зависит от частоты передвижения поезда и других условий:

  • величины осуществляемого грузооборота;
  • характера перевозимых грузов, которые могут представлять непосредственную опасность для жилых строений;
  • величины шума, который измеряется за периоды интенсивного движения;
  • уровня вибрации, которому подвергаются здания при перемещении железнодорожного состава по проложенному полотну;
  • количества путей;
  • расположения поблизости сортировочных станций.

На видео можно посмотреть специальные противошумовые мероприятия, предпринимаемые для уменьшения санитарной полосы до застройки.

В случае если поезд проходит в выемке, тоже допустимо снижение СЗЗ до 50 м, но все же в этой зоне упор делается на гаражи, склады или коммунально-бытовые здания, нередко просто высаживаются зеленые насаждения.


Чтобы не нарушать существующих норм и правил, нужно следовать закону, который гласит, что любой план застройки подлежит утверждению в надзорных органах. Они и помогут избежать ошибок в планировании и благоустройстве земельного участка.

Какое расстояние отступать от трассы федерального значения?

Дороги относят к данному типу в том случае, если в течение суток по ним проходит минимум 1400 машин. Строительство таких трасс находится под контролем действующего законодательства.

Автодороги проектируют строго с соблюдением ГОСТ, санитарных и строительных норм (СанПиН и СНиП). Железнодорожные полотна для поездов также размещают на максимальной удаленности от городских и сельских поселений. Это требование закона. На основании его рассчитывается, на каком расстоянии от дороги можно строить частный дом.

Норма сооружения придорожной полосы не должна включать следующих объектов:

  1. Строений, используемых для обслуживания транспортных средств.
  2. Зданий, в которых будут жить люди.
  3. Общественных и других строений, которые не используются в процессе обслуживания магистрали.


Красивая природа на даче

При выборе ширины придорожной полосы потребуется учесть класс дороги:

  • 1-й – 2-й класс – от 75 м;
  • 3-й – 4-й класс – от 50 м;
  • 5-й класс – 25 м;
  • объездная трасса или дорога вокруг населенного пункта с населением до 250 человек – 100 м;
  • объездная автодорога вокруг города с более чем 250 жителями – 150 м.

Строительство зданий любого типа возможно по закону РФ только за пределами придорожной полосы. К данной группе относятся здания с общественным назначением. К примеру, здесь можно соорудить магазин или придорожное кафе.

Последствия самозахвата земельного участка

Не всегда соблюдается закон при возведении строительных объектов. Нередки случаи самозахвата территории, принадлежащей муниципалитету. Данные нарушения законности ведут к неприятным последствиям. Например, захваченный участок земли от ограждения до дороги не внесен в земельный план. В результате проверки будет взыскан штраф с нарушившего закон гражданина.

Часто случается, что под ограждающей конструкцией, которая была незаконно построена, проложены коммуникации. При аварии потребуется оперативный ремонт. Проводя восстановительные работы, ограждающее сооружение подлежит сносу частично либо полностью. При таких обстоятельствах собственнику не следует претендовать на возмещение ущерба от сноса ограждения ввиду незаконного его возведения.

Расширение площади земельного участка

При желании расширить границы личного земельного участка следует обращаться в администрацию города с письменным заявлением о выкупе дополнительной площади земли.

При положительном результате собственник оплачивает все расходы, связанные с процедурами оформления. Часто, чтобы облегчить задачу, владелец земельного участка обращается к риелтору. Тогда вопросы относительно приобретения земли решаются быстрее. Данный вариант дает значительную экономию времени и здоровья.

Источники

  • https://gozpp.ru/rasstoyanie-ot-doma-do-dorogi-normy-dlya-zhilogo-chastnogo-stroeniya-po-snip-i-zakonu/
  • https://silite.spb.ru/fasad/minimalnoe-rasstoyanie-ot-zhilogo-doma-do-dorogi
  • https://biznespor.ru/rasstoyanie-ot-vnutridvorovogo-proezda-do-zhilogo-doma.html
  • https://doka-metal.ru/raznoe/rasstoyanie-ot-zhilogo-doma-do-dorogi.html
  • https://sibkif.ru/normy/rasstoyanie-ot-zhilogo-doma-do-dorogi-normy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про дизайн и не только